Как вырастить ГЕНИЯ ?!

Январь 2013 года  

Упражнения, помогающие сделать ребенку первые шаги .

В предыдущей статье мы поговорили о моментах и принципах развития ребенка в первый год жизни, о  которых необходимо помнить. Сейчас мы рассмотрим возможные варианты упражнений, согласно этим принципам:

 1. Упражнения на ползание.

1.      Самостоятельно ребенок будет ползать за мячиком, за папиным мобильным телефоном, за мамиными бусами, за чем–то ярким и интересным – фантазируйте. Ползать можно в любое свободное время. Отойдите от малыша на расстояние не больше 2,5 – 3 метров, обязательно опуститесь на пол – сядьте или встаньте на четвереньки и покажите малышу его приз! Дождитесь момента, когда он сам к вам доползет. Дайте малышу поиграть минуту с призом и тактично заберите его у него. Повторяйте игру до тех пор, пока малышу будет интересен этот приз.

2.      Малышу всегда интересней ползать, если ему кто–нибудь составляет компанию. Игра в «догонялки» со старшими братьями и сестрами, и тем более с мамой или папой подарят не только малышу, но и всем членам семьи море смеха и радости.

3.      Уже приняв правила игры – ползание ради чего – то или зачем – то, малыш может перейти к сложному уровню – проползание под стулом или столом. Можно ползать даже под тканью. Зацепите ткань с одной стороны, а с другой держите ее – малышу будет интересно проползти под ней. Так же с другой стороны стула или ткани можно положить приз, ради которого ребенок будет совершать подвиг проползания.

4.      Для своих детей в группе по гимнастике, когда еще не было ярких туннелей в продаже, я сшила его сама из ткани, используя два обруча среднего диаметра. Длина туннеля не должна превышать 2 – 2,5 метров. Сейчас во многих магазинах продаются уже готовые яркие интересные туннели для детей. Лазание в туннеле может стать любимейшей игрой вашего малыша на несколько лет.  

Хорошим сопровождением для ползания может быть песенка «Ежик» на стихи Влаимира Москвина или стихотворение Юнны Мориц «Ёжик резиновый» 

2. Упражнения на ходьбу.

 

1. Вырезаем из цветной бумаги яркие разноцветные следы (это может быть не только следы: осенью – разноцветные листья, весной – цветы) Из следов выстилается прямая дорожка. Мама держит малыша за две руки, ребенок в этот момент:

а) впереди мамы

Ах, дыбок, дыбок, дыбок

Скоро Ванечке годок

Ах, дыбок, дыбок, дыбок

Ходит Ваня топ-топ-топ

б) Мама идет рядом и держит малыша за одну руку

Большие ноги идут по дороге,

Маленькие ножки бегут по дорожке

в) Мама впереди ребенка, сама идет спиной, а ребенок лицом. Со временем, для того, что бы ребенок почувствовал больше уверенности пусть вас соединяют не руки, а палочка, или какое – нибудь колечко от кольцеброса.

Я по улице шагаю

Все на свете замечаю:

На березе почки,

А еще листочки.

Почки словно детки

Спрятались на ветке,

А листочки – вот краса,

Зеленые чудеса!

2. На прогулке ходим по бордюрам, специальным тренажерам на детской площадке.

3. Хорошо бы приобрести массажные коврики или полусферы и выстилать дорожку из них. Помимо тренировки мышц малыш получит еще и прекрасную тренировку рецепторов и массаж стоп.

 

4. Усложнением предыдущих упражнений может быть появление извилистой дорожки. Очень хорошо для таких целей использовать трос (узкий канат диаметром не более 2,5 см.) Из него можно выкладывать извилистые линии. Ходьба по канату является отличной профилактикой плоскостопия. Важно следить, что бы малыш ставил ровно и пяточку и носочек. Достаточно потренировать этот навык пару занятий и малыш при упоминании этого будет сам ставить стопу правильно. Так же на канате можно тренировать приставной шаг – то есть идти по канату боком. Сначала малышу сложно будет это выполнить, но через пару занятий он с удовольствием будет ходить приставным шагом. Не забудьте повторить упражнение в другую сторону.

5. Освоив первые шаги, когда ребенок достаточно уверенно начнет себя чувствовать без вашей помощи при ходьбе – продолжайте те же упражнения, добавив в руки ребенку какой – либо предмет. Сначала маленький – игрушку или маленький мячик. Потом можно усложнить, предлагая ребенку ходить с большим мячом (диаметр 20 см).

6. Самый сложный вариант для ребенка - ходьба с поднятыми руками – в таком случае ему очень сложно удержать равновесие. Для того, что бы не упасть, ему придется подключить глубокие мышцы вокруг позвоночного столба. То есть хождение с высокоподнятыми руками – прекрасная тренировка мышц спины. Для начала дайте ребенку в руки палочку, а потом можете добавить легкое отягощение в виде мячика – с ним ходить тяжелее.

7. Очень хорошая игра поощрительная для ребенка – «Паровозик». Опять же вариантов игры бесчисленное количество:

а) вы – главный локомотив, ребенок – вагончик.

Обязательно используйте стихотворное сопровождение для этих игр. Сначала простые стишки:

Паровозик чухчухчух,
Мчит по рельсам во весь дух,
В зоопарк зверей везет,
Чухчух- чух, он им поет.
Едет вол и едет львица,
Едет рыжая лисица,
Ежик едет и пингвин-
В черном фраке господин,
Уместил всех паровоз,
В зоопарк зверей привез,
А теперь он отдыхает,
От усталости вздыхает
Паровозик чух- чух-чух
Н
абирает новый  дух.

 

Потом можно использовать стихотворения детских классиков, например Д. Хармса

 

 

б) теперь поменяйтесь местами. Ваш малыш – локомотив, а вы вагончик. Возьмите своего ребенка за предплечья – часть руки между локтем и плечом, и слегка соедините их, расправив грудную клетку малыша. Таким образом, пока вы играете в «Паровозик» у ребенка будут тренироваться еще и мышцы спины – именно те. Которые отвечают за отсутствие сутулости.

В игре «Паровозик» вы можете уже немного убыстрять темп «ходьбы» и постепенно переходить к бегу с малышом, подталкивая его, вы сможете показать ему, что такое «бег». Обязательно разговаривайте с ребенком и объясняйте, что вы сейчас делаете и чего от него хотите. Общаясь с вами, ребенок очень быстро выучит части своего тела, что поможет ему, научится быстрее ими управлять и скоординировать.

в) далее между вами и ребенком так же как и при ходьбе может появится колечко или кусок каната. Таким образом, ответственность за свои движения в большей степени ляжет на малыша и он будет учиться самостоятельно управлять своим телом.

 

3. Приседания

 

Просто так ребенка заставить приседать практически невозможно. На помощь нам придут все те же следы, листики и цветочки из упражнений для активизации ходьбы. Разбросайте их и попросите малыша принести вам их. Способы того, как малыш возьмет предметы с пола разные. Но все чаще они будут не только наклоняться, что тоже очень полезно, но и приседать. Так же с огромным удовольствием дети приносят маленькие мягкие игрушки, шишки, каштанчики.

Кстати, использование шишек и каштанов в гимнастической игре будут стимулировать малыша на занятия. Общение и взаимодействие с природным материалом всегда интересно маленьким детям и обогащает их интеллектуально и эмоционально. Упражнения на профилактику плоскостопия с использованием шишек и каштанов я опишу отдельно.

Маленькие мягкие игрушки так же прекрасно подойдут для отработки навыков бросания, для тренировки меткости и тренировки икроножных мышц и укрепления голеностопного сустава.

У малышей он крайне нестабилен, и необходимо укреплять мышцы голени и икроножные мышцы. Для этого постепенно в свою игру на приседания вводите следующий элемент – когда малыш принесет вам предмет, не торопитесь его сразу взять. Если это мягкая игрушка и малыш должен положить ее в коробку – поднимите эту коробку повыше – малышу придется встать на носочки, что бы положить предмет.

Более развивающим с разных сторон это элементарное упражнение станет, если вы следы и листочки станете использовать разных цветов и будете просить приносить ребенка листочек конкретного цвета, или можно также играть с разными маленькими фигурками животных – изучать так окружающий мир, совмещая это с прекрасной физической активностью. Можно и кубики Зайцева разбросать, или карточки Глена Домана и работать таким же способом  с ними.

Подключайте фантазию и развивайте ребенка разносторонне.

Считается, что когда ребенок физически активен, то его мозг усваивает информацию гораздо эффективнее. Используйте это знание для гармоничного развития вашего малыша.

4. Мячик мой

Прекрасным помощником для укрепления мышц опорно-двигательного аппарата является мяч. Чем больше мячей разного диаметра будет в окружении вашего малыша – тем более, малышу достаточно показать, как возможно играть с мячиками – они станут играть постоянно и самое важно условие – самостоятельно!

Начнем с игры, в которую можно играть с мячом диаметром от 5 см до 30 см.

Условия игры понятны из того, что говорится в попевке. Важно обратить внимание на то, что ручка, которой малыш толкает мячик должна быть открытой и толкать мячик надо не тыльной стороной ладони, а именно ладошкой – развитие мелкой моторики напоминаю является хорошим помощником в развитии речи.

Ах, как весело будет нам

Мы покажем ручку

Там-там-там

И прокатим мячик

Бум – бам - бам

 

В момент знакомства с игрой мама берет руку малыша и толкает мяч. Но обязательно в дальнейшем игра должна стать партнерской.

 

Ах, как весело будет нам

Мы покажем ножку

Там-там-там

И прокатим мячик

Бум – бам - бам

 

Усложненный вариант для следующих занятий

а) добавляются новые части тела в песенку:

носик, попка, лобик, бочок и т.д.

б) малыш самостоятельно производит действия с мячом под песенку, которую поет мама.

Вторая игра, заслуживающая особого внимания – это катание ребенка животиком на мячике.

Возможно, уже до года для гимнастики вы использовали гимнастический мяч диаметром от 45 см.

Сейчас мы возьмем мячик 25-30 см диаметром. Малыш ложиться на мячик животиком – вы его катаете. Важно, что бы ребенок самостоятельно переставлял ручки вперед и назад, раскрытой ладошкой. Это упражнение укрепляет мышцы рук, груди, спины, пресса, хорошо координирует работу правого и левого полушария, и стимулирует пищеварительный процесс и налаживает работу кишечника.

Последнее упражнение, о котором я хотела бы рассказать в этом впуске рассылки – веселые «прыжки» сидя на мячике. Малыш садится на мячик попкой. Обратите внимание, как стоят его ножки – в идеале они должны быть расставлены на ширине плечи перпендикулярно полу.

 

 

Далее вы помогаете вначале малышу  подпрыгивать малышу на мячике за счет ног, но в дальнейшем малыш сможет сам весело скакать на мячике по веселую песенку про лошадку, в финале которой малыш с визгом, смехом и радостью плюхается на пол – либо назад с мячика, либо на бок! Это прекрасная возможность проработать с ребенком падения – чтобы он падал не носом и лбом об пол, а сложив ручки и прижав подбородок к груди упасть мягко на бочок.

По дорожке гладкой, гладкой,

мы поедем на лошадке!
Как кричит лошадка наша - "и-и-и-го-го"!
И по кочкам ловко, ловко,
мы поскачем на коровке!
Как кричит коровка наша - "му-у-му-у".
На собаке по оврагам - "ав-ав-ав"!
А на кошке по ухабам - "мяу-мяу"!
Мы скакали, мы скакали,
а потом скакать устали, в ямку "бу-у-х!",
растоптали сорок му-у-х!"

Или еще одна игра:

Сидели два медведя на тоненьком суку,

один читал газету, другой мешал муку,

раз ку-ку, два ку-ку, оба грохнулись в муку!  

Любой детский стишок может помочь вам в ваших занятиях с малышом, что бы он был физически активен и интеллектуально развит для своего возраста. Фантазируйте, и ваш ребенок будет успешно и гармонично развиваться, даря вам свою любовь и радость.  

Наталья Непомнящая, эксперт по гармоничному развитию ребенка

Семейный on-line клуб «Калоши счастья»

http://happygaloshes.ru